Знакомство детей с зимними святками проходило в системе по авторской интегрированной программе "Прекрасный мир" музыкального руководителя Михайловой Л. С. (лицензия от 2000 года.Учебный Центр "Учебная книга", Екатеринбург) раздел "Зимние святки" (1 место и золотая медаль во Всероссийском педагогическом конкурсе 2012 г., Новосибирск).
Так, в современном праздновании Рождества синкретизировались (соединились) две культуры: древняя славянская (языческая) и православная
Дети выучили элементы хоровода, которые изображали в древности явления природы и несли в себе аграрный смысл и характер (круг, "змейка", "улитка",
"гребень").
Ребята научились исполнять задорные и забавные святочные песенки: колядки, щедровки, дразнилки.
Был организован оркестр народных инструментов, который слился с ансамблем ложкарей - какой праздник без музыки?!
Выучены были также народные веселые и потешные игры.
На занятиях по программе «Прекрасный мир» дети знакомились не только с народной культурой России, но и мировым искусством, где образы Рождества изображены в разных произведениях мировой художественной культуры, пластических и пространственных, временных ее видах: музыке, живописи, скульптуре, архитектуре, литературе.
Занятия с детьми проводились на основе синтеза (сплава) разных видов искусства и народной культуры.
Но, ребёнок дошкольного возраста, - это деятельностное существо, которое нуждается в проживании, участии, исполнении всего того, что он познал, выучил; нужно, чтобы он воплотил все свои ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ , НАВЫКИ в своей творческой и художественной деятельности. Воплотил в жизнь!
И, тогда, были организованы "Рождественские встречи", совместные встречи родителей и детей, чтобы малыши в игровой форме "примерили" на себя исторические роли - побывали в образе колядовщиков.
1 встреча прошла 18 января, где гости вместе с детьми, были введены в тему празднования зимних святок в России, начиная с древней Руси. Краткий экскурс в историю зимних святок иллюстрировался презентацией с вставками из репродукций мировой живописи, иконографии, фото произведений разных видов искусства, посвящённых теме Рождества (скульптура, архитектура).
Повествование сопровождалось музыкальными произведениями Иоганна Пахельбеля, Роберта Шуберта, Томазо Альбинони, Антонио Вивальди, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова.
В слайд фильм были включены и видео фрагменты из экранизаций романа Л. Н. Толстого "Война и мир" и повести-сказки Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" с темами святок.
На этой встрече прошло знакомство детей с еще одним видом искусства – синтетическим (соединение темы, звука, изображения и музыки) миром кино, отразившим все традиции, обычаи празднования святок.
2 Рождественская встреча прошла 20 января. И это был концерт, подготовленный воспитанниками для гостей - родителей. На этой встрече родители были не просто зрителями, а стали активными участниками мероприятия.
Родители очень красиво и дружно исполнили тут же выученное уральское величальное "Виноградье", отгадывали загадки, поучаствовали в народных игрищах, очень смело включились в игру"святочные гадания", где "узнали о своей судьбинушке".
Но самое главное - это участие в святочном хороводье "Коляда", где вместе с детьми гости завели под весёлую песню главный круг "Коляду" (солнце) с его элементами. Это стало кульминацией праздника. Напоследок гости одарили колядовщиков сластями.
В третью Рождественскую встречу, 27 января, состоялся спектакль "Снегурочка", подготовленный детьми.
Спектаклю предшествовал краткий экскурс в историю возникновения детских новогодних и святочных праздников в России в начале 19 века.
О возникновении традиции в Новый год, святки в городских семьях ставить домашние спектакли и "живые картины" (с середины 19 века).
Акцент экскурса был сделан на произведении драматурга А.Н.Островского "Снегурочка".
"Снегурочка" Островского родилась в Костроме - родине драматурга.
Именно эту пьесу знаменитого драматурга Островского, решил поставить у себя в имении под Москвой, в Абрамцево, в конце 19 века, в своем домашнем театре меценат, крупный промышленник и купец, покровитель талантливых начинающих художников, композиторов, литераторов, Савва Иванович Мамонтов.
Для создания декораций и костюмов в спектакле, Мамонтовым был привлечён художник В. М. Васнецов ( его известные картины " Три богатыря", "Аленушка", " Иван-царевич и серый волк", "Ковер-самолет"...). Именно его, художника и своего друга, Виктора Михайловича Васнецова, Мамонтов назначил на роль Деда Мороза, из-за басовитого голоса и огромного роста. После домашнего спектакля у Мамонтова, Васнецов написал свою знаменитую картину «Снегурочка», в образе которой увековечил черты младшей дочери Мамонтова Александры.
Музыку для домашнего спектакля сочинил приглашенный другой друг мецената, Н. А. Римский-Корсаков. Впоследствии, из музыки для домашнего спектакля родилась всемирно известная опера Римского-Корсакова "Снегурочка",
экранизированная и мультифицированная с музыкой композитора в 50 -60 годы 20 века.
Это была лишь очень краткая информация к сведению очень длинной и интересной истории музыкальной "Снегурочки" в России.
Именно из домашних спектаклей С. И. Мамонтова родился знаменитый московский МХАТ (справка для любителей театра), организовал и возглавил который близкий родственник и активный участник всех мамонтовских спектаклей Константин Алексеев (Станиславский).
Но это уже другие истории, и, возможно, другие встречи.
Наши маленькие актеры подготовили свои роли по мотивам пьесы детской писательницы Е. Некрасовой "Снегурочка", стихотворению С. Я. Маршака "Волк и лиса" и сказки В. Сутеева " Снеговик-почтовик".
Дети были очень убедительны в изображении своих персонажей, выразительны и держались, как самые настоящие артисты. И, самое главное, что все дети, вся группа (труппа) участвовала в спектакле, у каждого ребенка была своя роль.
Дети получили возможность прикоснуться к еще одному виду синтетического искусства – театру.
Огромная благодарность родителям детей подготовительной группы № 2 за активное участие в "Рождественских встречах", за помощь в подготовке к спектаклю!!!
До новых увлекательных и познавательных встреч!